Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, сольфеджио и игре на фортепиано.
Среди музыкальных работников, психологов и родителей, чьи дети преуспели в музыке, распространено мнение – НЕ музыкальных детей в природе нет. У одних способности ярко выражены, с другими требуется поработать, чтобы развить эти задатки.
Это справедливо. Каждому ребенку талант и способности с рождения свыше даются. Но если впоследствии ребенок музыку не полюбил, или невзлюбил, и она не стала частью жизни или профессией, – его ли в том вина?
Скорее дело в условиях, которые не позволили таланту развиться. Методики начального музыкального образования должны поспевать за потребностями стремительно меняющегося времени.
– Если хотите знать, – возразят некоторые преподаватели, – то русская музыкальная школа до сих пор считается лучшей в мире! У нас богатые традиции.
Что правда, то правда. Российское музыкальное образование по праву ценится и лидирует в мире. Да никто на святое и не посягает.
Но есть и другая сторона медали. Формы и методы музыкального образования сформировались более ста лет назад. Обладают рядом преимуществ, достоинств и традиций. Но с тех пор много воды утекло. Мир изменился. Жизнь изменилась. Дети стали другими. Следовательно, методы обучения тоже должны меняться, чтобы в полной мере отвечать духу современности. Методы должны быть эффективными и результативными. Они должны быть максимально полезными новому поколению. Необходимы современные методы обучения музыке.
- Что можно улучшить в начальном музыкальном образовании?
- Осознанность, интерес, творчество, доступность – новый тренд музыкального образования в мире.
- Инновационные и современные методы обучения нотной грамоте для начинающих востребованы временем.
- Музыка для всех.
- Системность и комплексный подход.
- Без принуждения и зубрежки.
- Снижение возраста.
Что можно улучшить в начальном музыкальном образовании?
«…Маша никак не запомнит расположение нот на нотном стане. Часто путается и определяет их путем отсчета от нотки До. Пора бы уже выучить. Примите меры. Не можем двигаться дальше.»
«… Когда неправильно сидел, держал руку и ставил пальцы на клавиши, препод бил по рукам линейкой. Через некоторое время я возненавидел и препода, и музыку.»
«… Когда был подростком, часто тусовались у меня на квартире. Пытался играть для ребят классику. Но вместо восторженных отзывов натыкался на равнодушие и слышал только одно – сыграй что-нибудь клевое. Понял, что эта музыка им неинтересна, потому что несовременна. А со временем и сам потерял к ней интерес и забросил музыкалку.»
«… Меня родители запирали на ключ и держали в комнате до тех пор, пока очередную партитуру не выучу. А в это время сверстники играли в футбол и «тусили» с девчонками. Чувствовал себя при этом несчастным человеком. Обрадовался, когда сломал палец и родители меня освободили от этой ненавистной музыки.»
«… А меня мама хотела отдать в музыкалку в 4 года. Говорила, что если раньше начну играть, то большему научусь, большего достигну. Но, несмотря на хороший музыкальный слух, меня не взяли. Сказали, что рано, мал еще, надо подрасти. Научишься читать и писать, тогда и приходи. Но в 7 лет уже играть не хотелось. Футболом заболел. Жалею, что не получилось…»
«Из разговора двух взрослых людей:
– Ноты принесу, сыграешь?
– По нотам не смогу.
– Почему? Музыкалку же закончил.
– Закончить то закончил, только с нотами так и не подружился…»
Таких постов в интернете много. Это не просто отзывы и впечатления ребят. В них – человеческие судьбы и драмы, несбывшиеся надежды и мечты сотен тысяч, а то и миллионов людей. Мы не можем больше оставаться к этому равнодушными.
Теперь самое время ответить на вопрос – «что можно улучшить в начальном музыкальном образовании?»
-
Новое время и новое поколение выдвигают новые требования и запросы к методикам начального образования.
Научить ребенка понимать и любить хорошую музыку, побудить к музицированию и творчеству, развить как личность, – этого хочет каждый преподаватель, и музыкальная школа для этого дает много знаний. Но не все дети могут успешно воспринять эти знания, и усвоить в том виде, в каком их преподносят.
Отдать должное, современная педагогика осознает эту проблему, и многое делает в этом направлении.Обучающие материалы преподавателей все больше и больше наполняются идеями гуманизма, поиском технологий и современных методов обучения музыке.
К сожалению, не везде. Есть еще немало мест, где обучение ведется по старинке. Основная работа ведется с одаренными и перспективными, а к остальным ребятам интерес теряется. Именно такие дети и пополняют армию разочаровавшихся в музыке.
-
Принуждение – бич любого образования
Немного, наверное, найдется ребят, которые занимаются музыкой исключительно добровольно. Как пишут в интернете родители, без принуждения и скандалов не удается усадить ребенка за фортепиано. И невдомек им, что без личного интереса занятия музыкой превращаются в пытку и не способствуют достижению нужного результата.
-
Многим детям учебный материал неинтересен и не вызывает стойкого желания заниматься музыкой.
Классическая музыка, вне всякого сомнения, удивительна, волшебна и прекрасна. Это – творчество высшего уровня, что называется, от Бога. Но до нее нужно дорасти духовно. И происходит это у людей не всегда в юном возрасте. Значительной части современной молодежи она скучна, непонятна, и не особо интересна. Потому что нынешняя ребятня родилась в другое время: в эпоху ритма, а не мелодий.
Не пора ли учебный материал в музыкальных школах, популярный столетия назад, разбавить современными произведениями, близкими по духу нынешней молодежи. Особенно в маленьком возрасте, на стадии начального образования, когда дети движимы своими детскими интересами.
-
Нотную грамоту для начинающих необходимо «оживить»
Нотный стан. Эти скучные, на первый взгляд, линеечки с безликими закорючками, замысловатые скрипичные ключи, знаки альтерации, и в целом вся нотная грамота – это основа музыкального начального образования. Как невозможно стать писателем, не зная буквы. Или математиком, не зная таблицы умножения. Так невозможно стать и музыкантом, не овладев в совершенстве таким базисом, как нотная грамота. И это очевидно.
Но очевидно также и другое: овладеть нотной грамотой – не легко. Чего стоит даже сделать первый шаг – запомнить расположение нот на нотоносце, где 7 одинаковых кружочков сидят на 5 одинаковых линеечках. Глазу не за что зацепиться, мозг отказывается различать, память подводит. И это только в одной октаве. А когда добавляются еще 3, и в каждой тоже по 7 ноток, и в разных октавах они располагаются по-разному, то здесь не мудрено запутаться даже взрослому.
Ученикам же предлагается только один метод изучения нот: зазубривание и многочисленное упорное прописывание. Скучно, нудно, однообразно и не интересно. Одни со временем, конечно, худо-бедно справляются с этой задачей, но это дается им ценой очень больших усилий, в результате чего многие начинают это занятие не любить. Потому что далеко не всем детям оно под силу. Стоит ли удивляться, что в итоге даже многие выпускники музыкальных училищ не могут с этим справиться должным образом и допускают при игре ошибки.
Ну а если зубрежка и путь многократного повторения и прописывания нот на нотоносце не помогли выучить ноты, то итог один – отчисление. И таких случаев тоже немало. Чтобы этого избежать требуются современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, которые эффективно справятся с этим вопросом.
Осознанность, интерес, творчество, доступность – новый тренд музыкального образования в мире.
Еще в начале нынешнего века музыковеды пришли к выводу, что эра узкоспециализированного музыкального образования закончилась. Появился новый запрос общества: учиться музыке не только ради того, чтобы стать музыкантом, но и чтобы стать еще и лучшим и успешным в любой профессии. Доказано, что музыка этому способствует. Даже девиз для этой концепции придумали – «Музыка для всех!». То есть, не только для способных, одаренных и подающих надежды, но и для всех желающих, будь то взрослый или ребенок.
Российское музыкальное сообщество начинает осознавать, что перемены неизбежны, продиктованы временем и вызваны объективными причинами. Требуются современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.
Во-первых, наступил век информации и креативной индустрии, который диктует свои законы.
Во-вторых, технократический уклон жизни, длительное время господствующий в мире, уступает место гуманитарно-эстетическому.
В-третьих, сегодня заказывают музыку уже не «технари» и производители материальных ценностей, а изобретатели и творческие люди. Во всех областях жизни процессы автоматизируются и роботизируются, поэтому, что в современном мире, что в будущем возрастает значение творчества и креативности. И особенно там, где робот не справится.
А главная цель здесь, конечно, – человек. Его взгляды, вкусы, эмоции, привычки и потребности. Через них будет стимулироваться потребительский спрос. И творческие люди будут играть в этих условиях первую скрипку.
Человеческий интеллект, эмоциональный мир, креативные способности, саморазвитие и самообучение, гармоничная и творческая личность – вот те насущные проблемы и задачи, которые стоят сегодня перед образованием в целом, и музыкальным в частности.
Есть ли сегодня эффективные методы , способные решать эти задачи? Есть!

Такой инновационный, уникальный и перспективный метод начального музыкального образования появился в 2018 году на небосклоне российской музыкальной педагогической мысли. Имя его – «Лёгкие Ноты».
“Если коротко сформулировать его суть“,- говорит автор и разработчик новаторской методики Антон Александрович Качур, – “то это скоростной структурно логически ассоциативный метод обучения нотной грамоте”. Предлагается не просто метод, а до мелочей продуманный комплексный подход, цельная концепция начального музыкального образования, которая актуальна любому ученику независимо от того, какой инструмент осваивает и на каком желает играть, и кокой у него возраст. Не является здесь исключением и вокал.
Любая инновация – это взлом системы, изменение нормы, стандарта и традиций. Именно такую способность в полной мере продемонстрировала новаторская методика начального музыкального образования «Легкие Ноты». Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих. Ее ключевые позиции и достоинства заслуживают более детального рассмотрения.
Инновационные и современные методы обучения нотной грамоте для начинающих востребованы временем.
Музыка для всех.
Способных и музыкальных от природы людей много. И они приходят в волшебный мир музыки в разные годы. Одни в раннем детстве, другие в юношестве, многие в зрелом возрасте. И это здорово. Ведь музыка не только источник радости, положительных эмоций, хорошего настроения и возможности самовыражения. Она еще и воспитывает, лечит, формирует интеллект, развивает стремление к самообучению и саморазвитию, а также стимулирует проявление творческих способностей у детей и взрослых. Особенно это востребовано в нынешнее непростое время.
Но, как показывает практика, далеко не всем желающим суждено приобщиться к музыке. Спотыкаются они на первом же шаге – изучении нотной грамоты. Вещь эта не простая, не каждый может эту науку осилить. Большинству она дается с трудом, а некоторые и вовсе из-за нее бросают занятия музыкой.
Оказать помощь начинающим музыкантам, дать им уверенность в своих силах, способностях и возможностях, призвана методика «Легкие Ноты». В отличие от классического музыкального образования, где азы нотной грамоты изучают долго и монотонно, она проста и легка в освоении, позволяет справиться с этой задачей в самые короткие сроки.
“Лёгкие Ноты” – это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.
– Мы получили тысячи благодарственных отзывов, – говорит автор методики А. А. Качур, – от тех, кому «Легкие Ноты» нравятся и на начальном этапе обучения помогли.
И это действительно так. «Лёгкие Ноты» разработали специальные методы на базе современных методов обучения нотной грамоте для начинающих, которые дают ученику инструменты, с помощью которых он легко и просто может преодолеть барьеры в обучении. И взрослые, отбросив игровую часть, также могут по нему научиться легко читать ноты с листа и играть на фортепиано .
Системность и комплексный подход.
Несмотря на строгий регламент учебных методических планов,среди преподавателей есть немало энтузиастов, которые пытаются разнообразить учебный процесс и внести игровые технологии в обучение. Многие новшества приживаются и находят своих сторонников. Но если брать ситуацию в целом, то они скорее носят локальный бессистемный характер, не предлагают новых методов освоения и кардинально на обучение не влияют.
Освоение сложных навыков и знаний не упрощается, срок не сокращается, и ставка по-прежнему делается на привычное многократное повторение одних и тех же действий и зубрежку. Это утомляет и не мотивирует учеников, поскольку не дает им эффективных инструментов обучаться игре на музыкальных инструментах более эффективно.
«Легкие Ноты» устроены по-другому. Это не просто метод, или способ донесения нужной информации до учащегося. Это стройная, детально продуманная, логически последовательная система, при которой задействованы и участвуют в процессе освоения учебного материала все органы восприятия и обработки информации человека: мозг, зрение, моторика, логика, ассоциации, память, подсознание, художественный образ, чувства и эмоции.
Словно звенья одной цепи, работая синхронно, они естественным образом, без напряга и нервозности раскручивают у детей маховик интереса к музыке, вызывают стойкое желание учиться и достигать нужного результата. И самое главное – система дает им необходимые для этого новые инструменты и методы, которые позволяют более эффективно усваивать информацию и осваивать навыки.
Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.
Сама система состоит из шести блоков.

Одна книга для самых маленьких, три книги для детей постарше, и два практических набора для закрепления полученных знаний. Что особенно важно – все занятия проходят в привычной для детей игровой форме: дети занимаются тем, что им нравится.
Показательна в этом плане первая книга, которая плавно погружает и дает возможность детям сделать первые шаги в волшебной стране под названием МУЗЫКА.
Первое занятие здесь, как первое знакомство у людей. Чтобы контакт сложился, и отношения могли продолжаться дальше, необходимо сразу вызвать интерес участников. Поэтому “Лёгкие Ноты” не усаживают учащихся сразу за стол, не заставляют прописывать на безликих линеечках безликие и непонятно однообразные кружочки с хвостиками. “Лёгкие Ноты” предлагают детям посетить волшебную страну, в которой они станут волшебниками и смогут совершать чудеса.
Видели бы вы как сразу загораются интересом детские глазки. Никого уговаривать не нужно, все хотят посетить сказочную музыкальную страну.
А дальше их ждут приключения, увлекательные знакомства с жителями этой волшебной страны, которые обязательно станут их лучшими друзьями. И они научатся творить чудеса.
Особо радует при этом, что дети охотно втягиваются в интригу, и стремятся как можно быстрее попасть в волшебную страну и познакомиться с новыми друзьями. В ходе путешествия они удивительно быстро успевают выучить устройство нотного стана, названия нот, а также их расположение на линеечках нотоносца.
И дело тут не только в существовании ярких героев. За всем этим стоит продуманный, системно-логический метод, который и позволяет мозгу легко запомнить расположение абстрактных кружочков и научиться впоследствии читать ноты с листа. Не это ли мы планировали достигнуть на первом этапе?
А что дальше дети делают, спросит нетерпеливый читатель? Любые знания нужно закрепить. И здесь на помощь приходит практический набор к первой книге. Он упакован в яркую, красочную, красивую коробку, которая удобно открывается и закрывается, и идеально подходит для хранения содержимого.

В этот набор входят:
- Нотный стан с уровнями
- Задания-игры
- Карточки и фишки с героями-нотками
- Настольная игра «Музыкальное лото»
- Лабиринты
- Пазл
- Раскраски
- Наклейки на клавиши фортепиано
Использование практического набора в обучении имеет большой смысл. Ведь основной вид «деятельности» ребят – это игры. Этим они занимаются ежедневно и с удовольствием на протяжении всего дня. И разве не здорово, что уже привычные игры сменились на новые, сказочные, более интересные и увлекательные, да еще со смыслом и практической пользой.
И еще один важный момент здесь есть. Когда дети изучают ноты в игровой форме, используя сказочные образы, у них активно развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за интуицию, воображение, креативность и творчество. В результате знания быстрее усваиваются и закрепляются, а процесс обучения становится наглядным и результативным.
Следующая часть нашего занятия – практическая. Важно, чтобы ученик сразу начал играть самостоятельно на фортепиано по нотам. Так, он сразу увидит свои первые достижения. Ничто так не мотивирует, как свои собственные первые успехи! И мы разработали такой метод. Играйте по нотам при 1-ом подходе к инструменту самостоятельно!
В конечном итоге Лёгкие Ноты становятся для детей действительно легкими, и ученики способны самостоятельно сыграть по нотам свою первую мелодию при 1-ом подходе к инструменту. Поверьте, это фантастика. Сам наблюдал этот процесс.
Финал – первая сыгранная по нотам мелодия, первые спетые по нотам песенки, и огромные радость и удовольствие от полученного результата.
Без принуждения и зубрежки.
Вспомните себя: любое дело спорится, если лежит к нему душа. Если делаешь все осмысленно, с охотой, желанием и получаешь от этого удовольствие. Особенно актуально это для творчества. Невозможно создать шедевр, либо что-то стоящее в жизни по указке и принуждению.
«Легкие Ноты» следуют данной аксиоме неукоснительно. Любое насилие и принуждение в обучении музыке отвергается напрочь. Только добровольно, только по желанию, только через интерес и творческую атмосферу.
– Если музыка будет звучать в душе ребенка, – говорит автор методики, – она обязательно зазвучит и на инструменте: будь то труба, гитара или фортепиано. Пробудить эту музыку в душе ребенка – наша первостепенная задача.
– Все это конечно так. – скажете иной преподаватель. – Но, чтобы стать профессиональным музыкантом, необходимо играть на фортепиано регулярно и ежедневно. Это колоссальный труд. Не каждый ребенок способен на это без принуждения. Приходится заставлять.
«Легкие Ноты» никого не заставляют и не принуждают. Детям просто это нравится делать, и они играют охотно и по собственному желанию.
И в этой части снова на помощь приходит проверенный игровой метод.
… «Волшебная страна заморожена, наши друзья-нотки замерзли. Их надо отогреть, накормить, уложить спать, а затем, когда проснуться, устроить им веселье и праздничное настроение.»
Так начинается занятие по второй части методики. Сказочное путешествие, начатое в первой книге, продолжается. Здесь есть все: игра, воображение, действия, эмоции. И желание побыстрее выучить задания урока, чтобы помочь своим друзьям. Не этого ли мы добивались?
Теперь несколько слов о зубрежке. Она не эффективна как кажется.
Во-первых, она не дает глубинного понимания предмета, мешает восприятию новой информации. Поэтому время, затраченное на зазубривание учебного материала, тратиться впустую. Это время можно инвестировать в главное – занятие непосредственно музыкой!
Во-вторых, зубрежка подспудно подрывает у человека веру в свои силы, вызывает неблагоприятные эмоции и в конечном итоге – отвращение к учебе.
В-третьих, зубрежка не развивает творческое мышление, губит интеллект человека. Не потому ли многие музыканты неплохо играют вызубренные партии, но на слух воспроизвести другие произведения у них не получается.
С «Легкими Нотами» надобность в зубрежке отпадает. Нет ей места в этой системе. Занятия проводятся очень активно, всегда царит творческая атмосфера: уроков больше нет, есть игра. И в этой игре ненавязчиво ученик осваивает теорию естественным образом, сам того не замечая.
Снижение возраста.

До сих пор не умолкают споры о том, с какого возраста необходимо серьезно приобщать детей к музыке и играть на инструменте. Одни педагоги советуют начинать в 5-7 лет, другие в подростковом возрасте, а у автора методики «Легкие Ноты» свое мнение на этот счет.
– Однозначно, с рождения, – считают “Лёгкие Ноты”. – И если брать в общем, то мы, родители, неосознанно уже делаем это. Каждый день перед сном мама поет малышу «Колыбельную», папа радует его музыкальными игрушками, чуть подрос – на тебе мультики с веселыми песенками. Разве это не приобщение к музыке?
Вместе с тем «Лёгкие Ноты» пошли дальше и разработали метод, по которому можно начинать заниматься нотной грамотой даже с грудничками. А когда их о их пальчики окрепнут, и они смогут нажимать клавиши, вот тогда то уже можно начинать играть свои любимые нотки и на фортепиано.
Для этого есть учебное пособие для самых маленьких детишек, с 2-3 месяцев. Называется оно «Легкие Ноты. Малыши» Это яркая, красочная и прекрасно оформленная книга. Ее можно даже попробовать на зуб ребенку. А самое главное – она познакомит малышей с добрыми героями, которые в скором времени, возможно, станут хорошими друзьями. А практический набор дополнит веселую игру. Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.
Именно так зарождаются семена любви к музыке, которая в будущем может стать профессией ребенка, и даже вынести его на волну славы и известности. Этот метод гарантированно разовьет в вашем ребенке его творческое начало, которое он сможет реализовать абсолютно в любой профессиональной области.
PS:
Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, сольфеджио и игре на фортепиано.
Методика получила признание и применяется более чем в 10 зарубежных странах. В их числе Франция, Казахстан, Белоруссия, Украина, Латвия, Азербайджан, Узбекистан и др. Востребована также более чем в 100 городах и населенных пунктах России. Получены тысячи положительных отзывов родителей и преподавателей. В планах автора – совершенствование и развитие новых направлений начального музыкального образования.
Давайте пожелаем ему успеха!
Автор: К. Александров
Следуйте за Лёгкими Нотами в Инстаграм @legkienoty
КУПИТЬ “ЛЁГКИЕ НОТЫ”

Комплексное музыкальное раннее развитие в игровой сказочной форме. Развиваем слух. Читаем ноты с листа. Поём и играем на фортепиано по нотам.
Полный комплект : 7 книг и 2 практических набора.
Электронный формат:
- Главная книга (навигатор по материалам) "Лёгкие Ноты МИУ : Часть 1"
- Главная книга (навигатор по материалам) "Лёгкие Ноты МИУ : Часть 2"
- Книга "Лёгкие Ноты Сказки"
Цветные печатные материалы:
- Книга "Легкие Ноты"
- Книга "Легкие Ноты 2
- Книга "Легкие Ноты 3"
- Книга "Легкие Ноты Малыши"
- Практический комплект "Скрипичный ключ" + доп. комплект
- Практический комплект "Басовый ключ"
В практический набор входят:
+ задания - игры
+ карточки с героями-нотками
+ фишки с героями-нотками
+ наклейки для фортепьяно
+ пазл
+ раскраски
+ лабиринты
+ нотный стан с уровнями
Доп. комплект:
+ грамота с наклейками
+ шар - конструктор
В наборе также доступ к интернет порталу и образовательным видео-роликам.
Теперь учить нотки можно даже в самом раннем возрасте. Возраст учеников снижен до 0+.
Уникальный специально разработанный метод легко и просто выучить расположение нот, читать ноты с листа. Играть на фортепиано по нотам с 1-й игры (4+). В игровой сказочной форме.
17 детально прописанных сценариев игр-занятий. Комплекс: видеть, слышать, играть, писать. Домашние задания. Визуализация. Сказки. Объемные герои. Сюжетная линия. Интернет-портал, мульт-ролики. Интернет-группа учеников. Журнал домашних заданий. История прогресса. Портфолио.
Легко и просто выучить расположение нот в басовом ключе, читать ноты с листа в двух ключах. Играть на фортепиано двумя руками. Продолжение сказки. Новая волшебная страна, новые герои.