Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих

Статьи

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, сольфеджио и игре на фортепиано.

Среди музыкальных работников, психологов и родителей, чьи дети преуспели в музыке, распространено мнение – НЕ музыкальных детей в природе нет. У одних способности ярко выражены, с другими требуется поработать, чтобы развить эти задатки.

Это справедливо. Каждому ребенку талант и способности с рождения свыше даются. Но если  впоследствии ребенок музыку не полюбил, или невзлюбил, и она не стала частью жизни или профессией, – его ли в том вина?

Скорее дело в условиях, которые не позволили таланту развиться. Методики начального музыкального образования должны поспевать за потребностями стремительно меняющегося времени.

– Если хотите знать, – возразят некоторые преподаватели, – то русская музыкальная школа до сих пор считается лучшей в мире! У нас богатые традиции.

Что правда, то правда. Российское музыкальное образование по праву ценится и лидирует в мире. Да никто на святое и не посягает.

Но есть и другая сторона медали. Формы и методы музыкального образования сформировались более ста лет назад. Обладают рядом преимуществ, достоинств и традиций. Но с тех пор много воды утекло. Мир изменился. Жизнь изменилась. Дети стали другими. Следовательно, методы обучения тоже должны меняться, чтобы в полной мере отвечать духу современности. Методы должны быть эффективными и результативными. Они должны быть максимально полезными новому поколению. Необходимы современные методы обучения музыке.

Что можно улучшить в начальном музыкальном образовании?

«…Маша никак не запомнит расположение нот на нотном стане. Часто путается и определяет их путем отсчета от нотки До. Пора бы уже выучить. Примите меры. Не можем двигаться дальше.»

«… Когда неправильно сидел, держал руку и ставил пальцы на клавиши, препод бил по рукам линейкой. Через некоторое время я возненавидел и препода, и музыку.»

«… Когда был подростком, часто тусовались у меня на квартире. Пытался играть для ребят классику. Но вместо восторженных отзывов натыкался на равнодушие и слышал только одно – сыграй что-нибудь клевое. Понял, что эта музыка им неинтересна, потому что несовременна. А со временем и сам потерял к ней интерес и забросил музыкалку.»

«… Меня родители запирали на ключ и держали в комнате до тех пор, пока очередную партитуру не выучу. А в это время сверстники играли в футбол и «тусили» с девчонками. Чувствовал себя при этом несчастным человеком. Обрадовался, когда сломал палец и родители меня освободили от этой ненавистной музыки.»

«… А меня мама хотела отдать в музыкалку в 4 года. Говорила, что если раньше начну играть, то большему научусь, большего достигну. Но, несмотря на хороший музыкальный слух, меня не взяли. Сказали, что рано, мал еще, надо подрасти. Научишься читать и писать, тогда и приходи. Но в 7 лет уже играть не хотелось. Футболом заболел. Жалею, что не получилось…»

«Из разговора двух взрослых людей:
– Ноты принесу, сыграешь?
– По нотам не смогу.
– Почему? Музыкалку же закончил.
– Закончить то закончил, только с нотами так и не подружился…»

Таких постов в интернете много. Это не просто отзывы и впечатления ребят. В них – человеческие судьбы и драмы, несбывшиеся надежды и мечты сотен тысяч, а то и миллионов людей. Мы не можем больше оставаться к этому равнодушными.

Теперь самое время ответить на вопрос – «что можно улучшить в начальном музыкальном образовании?»

  • Новое время и новое поколение выдвигают новые требования и запросы к методикам начального образования.

Научить ребенка понимать и любить хорошую музыку, побудить к музицированию и творчеству, развить как личность, – этого хочет каждый преподаватель, и музыкальная школа для этого дает много знаний. Но не все дети могут успешно воспринять эти знания, и усвоить в том виде, в каком их преподносят.

Отдать должное, современная педагогика осознает эту проблему, и многое делает в этом направлении.Обучающие материалы преподавателей все больше и больше наполняются идеями гуманизма, поиском технологий и современных методов обучения музыке.

К сожалению, не везде. Есть еще немало мест, где обучение ведется по старинке. Основная работа ведется с одаренными и перспективными, а к остальным ребятам интерес теряется. Именно такие дети и пополняют армию разочаровавшихся в музыке.

  • Принуждение – бич любого образования

Немного, наверное, найдется ребят, которые занимаются музыкой исключительно добровольно. Как пишут в интернете родители, без принуждения и скандалов не удается усадить ребенка за фортепиано. И невдомек им, что без личного интереса занятия музыкой превращаются в пытку и не способствуют достижению нужного результата.

  • Многим детям учебный материал неинтересен и не вызывает стойкого желания заниматься музыкой.

Классическая музыка, вне всякого сомнения, удивительна, волшебна и прекрасна. Это – творчество высшего уровня, что называется, от Бога. Но до нее нужно дорасти духовно. И происходит это у людей не всегда в юном возрасте. Значительной части современной молодежи она скучна, непонятна, и не особо интересна. Потому что нынешняя ребятня родилась в другое время: в эпоху ритма, а не мелодий.

Не пора ли учебный материал в музыкальных школах, популярный столетия назад, разбавить современными произведениями, близкими по духу нынешней молодежи. Особенно в маленьком возрасте, на стадии начального образования, когда дети движимы своими детскими интересами.

  • Нотную грамоту для начинающих необходимо «оживить»

Нотный стан. Эти скучные, на первый взгляд, линеечки с безликими закорючками, замысловатые скрипичные ключи, знаки альтерации, и в целом вся нотная грамота – это основа музыкального начального образования. Как невозможно стать писателем, не зная буквы. Или математиком, не зная таблицы умножения. Так невозможно стать и музыкантом, не овладев в совершенстве таким базисом, как нотная грамота. И это очевидно.

Но очевидно также и другое: овладеть нотной грамотой – не легко. Чего стоит даже сделать первый шаг – запомнить расположение нот на нотоносце, где 7 одинаковых кружочков сидят на 5 одинаковых линеечках. Глазу не за что зацепиться, мозг отказывается различать, память подводит. И это только в одной октаве. А когда добавляются еще 3, и в каждой тоже по 7 ноток, и в разных октавах они располагаются по-разному, то здесь не мудрено запутаться даже взрослому.

Ученикам же предлагается только один метод изучения нот: зазубривание и многочисленное упорное прописывание.  Скучно, нудно, однообразно и не интересно. Одни со временем, конечно, худо-бедно справляются с этой задачей, но это дается им ценой очень больших усилий, в результате чего многие начинают это занятие не любить. Потому что далеко не всем детям оно под силу. Стоит ли удивляться, что в итоге даже многие выпускники музыкальных училищ не могут с этим справиться должным образом и допускают при игре ошибки.

Ну а если зубрежка и путь многократного повторения и прописывания нот на нотоносце не помогли выучить ноты, то итог один – отчисление. И таких случаев тоже немало. Чтобы этого избежать требуются современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, которые эффективно справятся с этим вопросом.

Осознанность, интерес, творчество, доступность – новый тренд музыкального образования в мире. 

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих - Лёгкие Ноты

Еще в начале нынешнего века музыковеды пришли к выводу, что эра узкоспециализированного музыкального образования закончилась. Появился новый запрос общества: учиться музыке не только ради того, чтобы стать музыкантом, но и чтобы стать еще и лучшим и успешным в любой профессии. Доказано, что музыка этому способствует.  Даже девиз для этой концепции придумали – «Музыка для всех!». То есть, не только для способных, одаренных и подающих надежды, но и для всех желающих, будь то взрослый или ребенок.

Российское музыкальное сообщество начинает осознавать, что перемены неизбежны, продиктованы временем и вызваны объективными причинами. Требуются современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих - Лёгкие Ноты

Во-первых, наступил век информации и креативной индустрии, который диктует свои законы.

Во-вторых, технократический уклон жизни, длительное время господствующий в мире, уступает место гуманитарно-эстетическому.

В-третьих, сегодня заказывают музыку уже не «технари» и производители материальных ценностей, а изобретатели и творческие люди. Во всех областях жизни процессы автоматизируются и роботизируются, поэтому, что в современном мире, что в будущем возрастает значение творчества и креативности. И особенно там, где робот не справится.

А главная цель здесь, конечно, – человек. Его взгляды, вкусы, эмоции, привычки и потребности. Через них будет стимулироваться потребительский спрос. И творческие люди будут играть в этих условиях первую скрипку.

Человеческий интеллект, эмоциональный мир, креативные способности, саморазвитие и самообучение, гармоничная и творческая личность – вот те насущные проблемы и задачи, которые стоят сегодня перед образованием в целом, и музыкальным в частности.

Есть ли сегодня эффективные методы , способные решать эти задачи? Есть!

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих

Такой инновационный, уникальный и перспективный метод начального музыкального образования появился в 2018 году на небосклоне российской музыкальной педагогической мысли. Имя его – «Лёгкие Ноты».

Если коротко сформулировать его суть“,- говорит автор и разработчик новаторской методики Антон Александрович Качур, – “то это скоростной структурно логически ассоциативный метод обучения нотной грамоте”. Предлагается не просто метод, а до мелочей продуманный комплексный подход, цельная концепция начального музыкального образования, которая актуальна любому ученику независимо от того, какой инструмент осваивает и на каком желает играть, и кокой у него возраст. Не является здесь исключением и вокал.

Любая инновация – это взлом системы, изменение нормы, стандарта и традиций. Именно такую способность в полной мере продемонстрировала новаторская методика начального музыкального образования «Легкие Ноты». Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих. Ее ключевые позиции и достоинства заслуживают более детального рассмотрения.

Инновационные и современные методы обучения нотной грамоте для начинающих востребованы временем.

Музыка для всех.

Способных и музыкальных от природы людей много. И они приходят в волшебный мир музыки в разные годы. Одни в раннем детстве, другие в юношестве, многие в зрелом возрасте. И это здорово. Ведь музыка не только источник радости, положительных эмоций, хорошего настроения и возможности самовыражения. Она еще и воспитывает, лечит, формирует интеллект, развивает стремление к самообучению и саморазвитию, а также стимулирует проявление творческих способностей у детей и взрослых. Особенно  это востребовано в нынешнее непростое время.

Но, как показывает практика, далеко не всем желающим суждено приобщиться к музыке. Спотыкаются они на первом же шаге – изучении нотной грамоты. Вещь эта не простая, не каждый может эту науку осилить. Большинству она дается с трудом, а некоторые и вовсе из-за нее бросают занятия музыкой.

Оказать помощь начинающим музыкантам, дать им уверенность в своих силах, способностях и возможностях, призвана методика «Легкие Ноты». В отличие от классического музыкального образования, где азы нотной грамоты изучают долго и монотонно, она проста и легка в освоении, позволяет справиться с этой задачей в самые короткие сроки.

“Лёгкие Ноты” – это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.

– Мы получили тысячи благодарственных отзывов, – говорит автор методики А. А. Качур, – от тех, кому «Легкие Ноты» нравятся и на начальном этапе обучения помогли.

И это действительно так. «Лёгкие Ноты» разработали специальные методы на базе современных методов обучения нотной грамоте для начинающих, которые дают ученику инструменты, с помощью которых он легко и просто может преодолеть барьеры в обучении. И взрослые, отбросив игровую часть, также могут по нему научиться легко читать ноты с листа и играть на фортепиано .

Системность и комплексный подход. 

Несмотря на строгий регламент учебных методических планов,среди преподавателей есть немало энтузиастов, которые пытаются разнообразить учебный процесс и внести игровые технологии в обучение. Многие новшества приживаются и находят своих сторонников. Но если брать ситуацию в целом, то они скорее носят локальный бессистемный характер, не предлагают новых методов освоения и кардинально на обучение не влияют.

Освоение сложных навыков и знаний не упрощается, срок не сокращается, и ставка по-прежнему делается на привычное многократное повторение одних и тех же действий и зубрежку. Это утомляет и не мотивирует учеников, поскольку не дает им эффективных инструментов обучаться игре на музыкальных инструментах более эффективно.

«Легкие Ноты» устроены по-другому. Это не просто метод, или способ донесения нужной информации до учащегося. Это стройная, детально продуманная, логически последовательная система, при которой задействованы и участвуют в процессе освоения учебного материала все органы восприятия и обработки информации человека: мозг, зрение, моторика, логика, ассоциации, память, подсознание, художественный образ, чувства и эмоции.

Словно звенья одной цепи, работая синхронно, они естественным образом, без напряга и нервозности раскручивают у детей маховик интереса к музыке, вызывают стойкое желание учиться и достигать нужного результата. И самое главное – система дает им необходимые для этого новые инструменты и методы, которые позволяют более эффективно усваивать информацию и осваивать навыки.

Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.

Сама система состоит из шести блоков.

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих

Одна книга для самых маленьких, три книги для детей постарше, и два практических набора для закрепления полученных знаний. Что особенно важно – все занятия проходят в привычной для детей игровой форме: дети занимаются тем, что им нравится.

Показательна в этом плане первая книга, которая плавно погружает и дает возможность детям сделать первые шаги в волшебной стране под названием МУЗЫКА.

Первое занятие здесь, как первое знакомство у людей. Чтобы контакт сложился, и отношения могли продолжаться дальше, необходимо сразу вызвать интерес участников. Поэтому “Лёгкие Ноты” не усаживают учащихся сразу за стол, не заставляют прописывать на безликих линеечках безликие и непонятно однообразные кружочки с хвостиками. “Лёгкие Ноты” предлагают детям посетить волшебную страну, в которой они станут волшебниками и смогут совершать чудеса.

Видели бы вы как сразу загораются интересом детские глазки. Никого уговаривать не нужно, все хотят посетить сказочную музыкальную страну.

А дальше их ждут приключения, увлекательные знакомства с жителями этой волшебной страны, которые обязательно станут их лучшими друзьями. И они научатся творить чудеса.

Особо радует при этом, что дети охотно втягиваются в интригу, и стремятся как можно быстрее попасть в волшебную страну и познакомиться с новыми друзьями. В ходе путешествия они удивительно быстро успевают выучить устройство нотного стана, названия нот, а также их расположение на линеечках нотоносца.

И дело тут не только в существовании ярких героев. За всем этим стоит продуманный, системно-логический метод, который и позволяет мозгу легко запомнить расположение абстрактных кружочков и научиться впоследствии читать ноты с листа. Не это ли мы планировали достигнуть на первом этапе?

А что дальше дети делают, спросит нетерпеливый читатель? Любые знания нужно закрепить. И здесь на помощь приходит практический набор к первой книге. Он упакован в яркую, красочную, красивую коробку, которая удобно открывается и закрывается, и идеально подходит для хранения содержимого.

Игровой практический набор Лёгкие Ноты - современные методы обучения нотной грамоте для начинающих

В этот набор входят:

  • Нотный стан с уровнями
  • Задания-игры
  • Карточки и фишки с героями-нотками
  • Настольная игра «Музыкальное лото»
  • Лабиринты
  • Пазл
  • Раскраски
  • Наклейки на клавиши фортепиано

Использование практического набора в обучении имеет большой смысл. Ведь основной вид «деятельности» ребят – это игры. Этим они занимаются ежедневно и с удовольствием на протяжении всего дня. И разве не здорово, что уже привычные игры сменились на новые, сказочные, более интересные и увлекательные, да еще со смыслом и практической пользой.

И еще один важный момент здесь есть. Когда дети изучают ноты в игровой форме, используя сказочные образы, у них активно развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за интуицию, воображение, креативность и творчество. В результате знания быстрее усваиваются и закрепляются, а процесс обучения становится наглядным и результативным.

Следующая часть нашего занятия – практическая. Важно, чтобы ученик сразу начал играть самостоятельно на фортепиано по нотам. Так, он сразу увидит свои первые достижения. Ничто так не мотивирует, как свои собственные первые успехи! И мы разработали такой метод. Играйте по нотам при 1-ом подходе к инструменту самостоятельно!

В конечном итоге Лёгкие Ноты становятся для детей действительно легкими, и ученики способны самостоятельно сыграть по нотам свою первую мелодию при 1-ом подходе к инструменту. Поверьте, это фантастика. Сам наблюдал этот процесс.

Финал – первая сыгранная по нотам мелодия, первые спетые по нотам песенки, и огромные радость и удовольствие от полученного результата.

Без принуждения и зубрежки.

Вспомните себя: любое дело спорится, если лежит к нему душа. Если делаешь все осмысленно, с охотой, желанием и получаешь от этого удовольствие. Особенно актуально это для творчества. Невозможно создать шедевр, либо что-то стоящее в жизни по указке и принуждению.

«Легкие Ноты» следуют данной аксиоме неукоснительно. Любое насилие и принуждение в обучении музыке отвергается напрочь. Только добровольно, только по желанию, только через интерес и творческую атмосферу.

– Если музыка будет звучать в душе ребенка, – говорит автор методики, – она обязательно зазвучит и на инструменте: будь то труба, гитара или фортепиано. Пробудить эту музыку в душе ребенка – наша первостепенная задача.

– Все это конечно так. – скажете иной преподаватель. – Но, чтобы стать профессиональным музыкантом, необходимо играть на фортепиано регулярно и ежедневно. Это колоссальный труд. Не каждый ребенок способен на это без принуждения. Приходится заставлять.

«Легкие Ноты» никого не заставляют и не принуждают. Детям просто это нравится делать, и они играют охотно и по собственному желанию.

И в этой части снова на помощь приходит проверенный игровой метод.

… «Волшебная страна заморожена, наши друзья-нотки замерзли. Их надо отогреть, накормить, уложить спать, а затем, когда проснуться, устроить им веселье и праздничное настроение.»

Так начинается занятие по второй части методики. Сказочное путешествие, начатое в первой книге, продолжается. Здесь есть все: игра, воображение, действия, эмоции. И желание побыстрее выучить задания урока, чтобы помочь своим друзьям. Не этого ли мы добивались?

Теперь несколько слов о зубрежке. Она не эффективна как кажется.

Во-первых, она не дает глубинного понимания предмета, мешает восприятию новой информации. Поэтому время, затраченное на зазубривание учебного материала, тратиться впустую. Это время можно инвестировать в главное – занятие непосредственно музыкой!

Во-вторых, зубрежка подспудно подрывает у человека веру в свои силы, вызывает неблагоприятные эмоции и в конечном итоге – отвращение к учебе.

В-третьих, зубрежка не развивает творческое мышление, губит интеллект человека. Не потому ли многие музыканты неплохо играют вызубренные партии, но на слух воспроизвести другие произведения у них не получается.

С «Легкими Нотами» надобность в зубрежке отпадает. Нет ей места в этой системе. Занятия проводятся очень активно, всегда царит творческая атмосфера: уроков больше нет, есть игра. И в этой игре ненавязчиво ученик осваивает теорию естественным образом, сам того не замечая.

Снижение возраста.

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих - Лёгкие Ноты

До сих пор не умолкают споры о том, с какого возраста необходимо серьезно приобщать детей к музыке и играть на инструменте. Одни педагоги советуют начинать в 5-7 лет, другие в подростковом возрасте, а у автора методики «Легкие Ноты» свое мнение на этот счет.

– Однозначно, с рождения, – считают “Лёгкие Ноты”. – И если брать в общем, то мы, родители, неосознанно уже делаем это. Каждый день перед сном мама поет малышу «Колыбельную», папа радует его музыкальными игрушками, чуть подрос – на тебе мультики с веселыми песенками. Разве это не приобщение к музыке?

Вместе с тем «Лёгкие Ноты» пошли дальше и разработали метод, по которому можно начинать заниматься нотной грамотой даже с грудничками. А когда их  о их пальчики окрепнут, и они смогут нажимать клавиши, вот тогда то уже можно начинать играть свои любимые нотки и на фортепиано.

Для этого есть учебное пособие для самых маленьких детишек, с 2-3 месяцев. Называется оно «Легкие Ноты. Малыши» Это яркая, красочная и прекрасно оформленная книга. Ее можно даже попробовать на зуб ребенку. А самое главное – она познакомит малышей с добрыми героями, которые в скором времени, возможно, станут хорошими друзьями. А практический набор дополнит веселую игру. Это современные методы обучения нотной грамоте для начинающих.

Именно так зарождаются семена любви к музыке, которая в будущем может стать профессией ребенка, и даже вынести его на волну славы и известности. Этот метод гарантированно разовьет в вашем ребенке его творческое начало, которое он сможет реализовать абсолютно в любой профессиональной области.

PS:

Современные методы обучения нотной грамоте для начинающих, сольфеджио и игре на фортепиано.

Методика получила признание и применяется более чем в 10 зарубежных странах. В их числе Франция, Казахстан, Белоруссия, Украина, Латвия, Азербайджан, Узбекистан и др. Востребована также более чем в 100 городах и населенных пунктах России. Получены тысячи положительных отзывов родителей и преподавателей. В планах автора – совершенствование и развитие новых направлений начального музыкального образования.

Давайте пожелаем ему успеха!

Автор: К. Александров

Следуйте за Лёгкими Нотами в Инстаграм @legkienoty

КУПИТЬ “ЛЁГКИЕ НОТЫ”

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ

Комплексное музыкальное раннее развитие в игровой сказочной форме. Развиваем слух. Читаем ноты с листа. Поём и играем на фортепиано по нотам.

Полный комплект : 6 книг и 2 практических набора.

Электронный формат:

  • Главная книга (навигатор по материалам) "Лёгкие Ноты МИУ : Часть 1"
  • Главная книга (навигатор по материалам) "Лёгкие Ноты МИУ : Часть 2"
  • Книга "Лёгкие Ноты Сказки"

Цветные печатные материалы:

  • Книга "Легкие Ноты"
  • Книга "Легкие Ноты 2
  • Книга "Легкие Ноты 3"
  • Книга "Легкие Ноты Малыши"
  • Практический комплект "Скрипичный ключ" + доп. комплект
  • Практический комплект "Басовый ключ"

В практический набор входят:

+ задания - игры

+ карточки с героями-нотками

+ фишки с героями-нотками

+ наклейки для фортепьяно

+ пазл

+ раскраски

+ лабиринты

+ нотный стан с уровнями

Доп. комплект:

+ грамота с наклейками

+ шар - конструктор

В наборе также доступ к интернет порталу и образовательным видео-роликам.

Играйте! Развивайте мелкую моторику, логику, воображение! Добрые качества! И развивайтесь музыкально! Сказки, пазлы, фишки, карточки, лабиринты, раскраски, наклейки, мульт-ролики, интернет-портал. Нативный курс начальной музыкальной грамоты. Уникальные разработки. Прогрессивные технологии. Современные методы. Гуманистическая педагогика. Отвечает запросам нового поколения.
ЧУДО-МЕТОДЫ

Теперь учить нотки можно даже в самом раннем возрасте. Возраст учеников снижен до 0+.

Уникальный специально разработанный метод легко и просто выучить расположение нот, читать ноты с листа. Играть на фортепиано по нотам с 1-й игры (4+). В игровой сказочной форме.

ИГРА

17 детально прописанных сценариев игр-занятий. Комплекс: видеть, слышать, играть, писать. Домашние задания. Визуализация. Сказки. Объемные герои. Сюжетная линия. Интернет-портал, мульт-ролики. Интернет-группа учеников. Журнал домашних заданий. История прогресса. Портфолио.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Легко и просто выучить расположение нот в басовом ключе, читать ноты с листа в двух ключах. Играть на фортепиано двумя руками. Продолжение сказки. Новая волшебная страна, новые герои.

Оцените статью
Лёгкие Ноты